ФЭНДОМ

Разумеется, казаки не одинаковы везде. И даже если между запорожскими и, скажем, терскими казаками и есть порой весьма значительное сходство, при ближайшем рассмотрении уникальности и самобытности в каждом из них окажется куда больше. Что, разумеется, только создавало Украине дополнительные трудности.

(Алексей Котовский, премьер-министр Новой Российской Империи)

Кубанская республика (рус. Kubanskaya respublika, укр. Кубанська республіка) или Республика Кубань (рус. Respublika Kuban', укр. Республіка Кубань) – марионеточное государство на территории бывших Краснодарского и Ставропольского краёв Российской Федерации, созданное после интервенции украинских войск на территорию России и существовавшее с 28 февраля по 17 июня 2021 года. Управлялась преимущественно украиноязычными "черноморцами", поддерживавшими федералистские и сепаратистские тенденции Кубани и выступавшими за объединение с Украиной. Политический кризис, связанный с конфликтом "черноморцев" и пророссийских "линейцев", привёл к государственному перевороту под предводительством последних и образованию русофильски настроенного Кубанского государства.

Описание

Sochi-park

Один из курортов Кубанской республики в Сочи

История кубанского сепаратизма уходит своими корнями во времена первой гражданской войны в России. 28 января 1918 года Кубанской краевой войсковой радой во главе с Н. С. Рябоволом на землях бывшей Кубанской области была провозглашена независимая Кубанская народная республика как часть будущей Российской федеративной республики. Но уже 16 февраля 1918 года Кубань была провозглашена независимой самостоятельной Кубанской народной республикой. Через несколько дней после окончания сессии совещание членов Совета принимает резолюцию о приобщении Кубани на федеральных условиях к Украине.

В это время власть в крае переходила в руки большевиков. Сформированные отряды Красной гвардии и части 39-й пехотной дивизии развернули наступление на Екатеринодар, который был занят 14 (1) марта. Отступившее правительство Кубани пошло на переговоры с Добровольческой армией, и в марте вооружённые силы обеих сторон были объединены под командованием Л. Г. Корнилова. В течение всего 1918 года шла тайная борьба за влияние на Кубань между Украиной и Доном, которые имели своих союзников в краевом правительстве и в перспективе стремились присоединить Кубань к себе. В то время, когда Добровольческая армия готовилась к походу на Екатеринодар, украинская сторона предложила высадить десант на азовском побережье Кубани. В это время должно было начаться подготовленное казацкое восстание. Планировалось объединёнными усилиями изгнать большевиков и провозгласить объединение Украины и Кубани, однако план провалился как из-за двойной игры немцев, так и из-за промедления высших чинов военного министерства.

В дальнейшем отношения между Добровольческой армией и кубанскими лидерами обострились. Добровольцы рассматривали Кубань как неотъемлемую часть России, стремились к упразднению кубанского правительства и Рады и подчинению атамана Кубанского казачьего войска командующему Добровольческой армии. Кубанцы же стремились отстоять свою самостоятельность и желали играть более важную роль при решении как военных, так и политических вопросов. Рада открыто объявила, что бороться нужно не только с Красной армией, но и с монархизмом, опирающимся на армию Деникина. Уже в начале осени депутатами краевой рады велась активная пропаганда по отделению Кубани от России, начались активные переговоры с Грузией и Украинской народной республикой.

3 марта Красная армия начала Кубано-Новороссийскую операцию. Добровольческий корпус, донская и кубанские армии начали отход. 17 марта Красная армия вошла в Екатеринодар. Кубанская армия была прижата к границе Грузии и 2—3 мая капитулировала. Кубанская народная республика, её правительство и Кубанское казачье войско были упразднены. Кубань вместе с Черноморьем вошла в состав РСФСР в виде Кубано-Черноморской области. Однако массовое казачье повстанческое движение продолжалось до 1922 года, а отдельные повстанческие отряды действовали до 1925 года.

Почти столетие спустя, в ноябре 2021 года украинские войска в составе Миротворческой коалиции ООН заняли Дон и Кубань, вновь созвали Кубанскую краевую раду, которая провозгласила создание Кубанской республики в качестве "возрождённой" Кубанской народной республики 1918 - 1920 годов. Уже 28 февраля Кубань объявила о независимости и выходе из состава России. Новообразованное государственное образование быстро аннексировало Республику Адыгея и Ставропольский край. Был созван законодательный орган власти - Кубанская законодательная рада, - начато формирование казачьих вооружённых сил.

Приоритетными задачами в области внутренней политики были: решение социальных, национальных и экономических проблем, мероприятия по переводу на украинский язык учебных заведений в районах, где украинцы составляли большинство. Во внешней политике — борьба с националистическим федеральным правительством Владимира Камаривского, ориентация на Украину, в частности поддержка движения за объединение с Украиной на федеративной основе. Краснодару было возвращено историческое название Екатеринодар. Политическую элиту Кубани составляли главным образом "черноморцы" - украиноязычные казаки, поддерживавшие сепаратизм Кубани, а также Украина, которая реально контролировала положение дел в республике и держала на её территории свои войска.

К апрелю 2021 года обострился политический конфликт "черноморцев" и "линейцев" (ориентировавшихся на Россию). Значительная часть Кубанского войскового казачьего общества отказалась поддержать сепаратистов-"черноморцев", а с развитием гражданской войны решила перейти к активным действиям. По мере того, как подобное противостояние разворачивалось на Дону и в Кубани, Украина всё больше брала под контроль все органы государственной власти обеих республик, сводя их полномочия не более чем к формальности. Однако на Кубани, в отличие от Дона, русское националистическое движение в союзе с "линейцами" привело в июне 2021 года к окончательному краху государства.

17 июня 2021 года по всей Кубанской республике началось вооружённое восстание "линейцев", возглавлявших большую часть вооружённых формирований сепаратистов. Одновременно с ними выступили и русские националисты. Екатеринодар был окружён, после чего объединённые войска "линейцев" и националистов вошли в город. Украинские войска вывезли правительство Кубанской республики в Киев, где они образовали правительство в изгнании. Путчисты же объявили о принятии на себя верховной власти на Кубани и об упразднении Кубанской республики. Вместо неё было образовано пророссийское Кубанское государство, бывшее союзником Российской Федерации вплоть до окончания гражданской войны.

Государственное устройство

Николай Долуда

Головной Атаман Кубани - Николай Долуда

Главным органом законодательной власти была Кубанская краевая рада, которая была созвана в 2020 году, как национальный представительный орган кубанского казачества. После интервенции Украины и оккупации ею Кубани, Кубанская краевая рада провозгласила независимость Кубанской республики от Российской Федерации. Тогда же был созван полноценный парламент, представляющие интересы всех граждан Кубани – казаков, русских, украинцев и т.д. – Кубанская законодательная рада.

Исполнительная власть принадлежала Правительству Кубанской республики, которое возглавлял Головной Атаман, являвшийся одновременно политическим и фактическим верховным главнокомандующим всеми вооружёнными силами Республики. Атаман, в свою очередь, избирался Кубанской краевой радой. Срок осуществления полномочий Атамана – четыре года. Правительство назначалось Головным Атаманом и было ответственно перед Законодательной радой. В руках Кубанской краевой рады была также и судебная власть в Республике.

Kuban Head of State flag

Штандарт Головного Атамана Кубани

Как и в Донской республике, на политическую систему Кубани оказывала огромное влияние Украина, обладавшая фактическим контролем над республикой и разместившая на её территории свои войска. "Черноморцы" были основной социально-политической группой, на которую Украина опиралась в своей политике на Кубани, поэтому она стремилась обеспечить им ключевые посты в новом государстве. Несмотря на декларируемые цели "равноправного союза Кубани и Украины", последняя стремилась к аннексии республики, либо к объединению с ней на федеративной основе. В течении всего времени существования независимой Кубани, это стремление Украины претворялось в жизнь всё более открытыми и агрессивными методами.

После обострения конфликта между "черноморцами" и "линейцами" на территории Кубани начали свою деятельность украинские националистические организации, такие как УНА-УНСО, "Правый сектор" и т.д. Несмотря на то, что их деятельность поддерживалась украинским правительством напрямую, их русофобская агитация привела к ещё большему усилению русского националистического движения. На фоне этого власть "черноморцев" всё больше слабела, ввиду чего Украина предприняла попытку государственного переворота, введя войска в Екатеринодар, распустив Кубанскую законодательную раду и передав Николаю Долуде чрезвычайные полномочия. Однако эти меры привели к прямо противоположному результату и послужили "спусковым крючком" для массового объединённого восстания "линейцев" и русских националистов, закончившегося падением Кубанской республики.

Вооружённые силы

Кубанские казаки

Кубанские казаки на привале

Несмотря на её фактическое положение протектората, Кубанская республика обладала полноценными вооружёнными силами, созданными при значительном участии украинских военных советников и военачальников. В основном в них служили сепаратистски настроенные казаки из Кубанского войскового казачьего общества, а также представители местной украинской диаспоры - и те, и другие были заинтересованы в, как минимум, независимости Кубани, а то и во вхождении её в состав Украины. Состояли вооружённые силы из трёх видов:
  • Кубанская казачья армия;
  • ВВС Кубанской республики;
  • Кубанская казачья гвардия.

Офицерский средний, а уж тем более высший, состав комплектовался исключительно украинцами, причём, в отличие от Донской республики, в кубанских вооружённых формированиях украинское военное командование подходило к этому вопросу с особой тщательностью - главным образом из-за стратегически выгодного положения Кубани, имеющей, в отличие от Дона, обширный выход к Чёрному морю. Известны случаи, когда многие генералы кубанских вооружённых формирований приступали к исполнениям своих обязанностей только после одобрения на то Министра обороны и Президента Украины, что, разумеется, превращало войска Независимой Кубани в, фактически, одно из подразделений украинских вооружённых сил.

Боевое знамя Кубани

Боевое знамя Кубанской казачьей армии

Особое место занимала прослойка среднего и младшего офицерства, состоящая преимущественно из украинцев, придерживавшихся праворадикальных взглядов и состоявших в различных националистических организациях и объединениях типа ОУН, УНА-УНСО, "Правый сектор" и другие. Подобный шаг был обусловлен исключительным прагматизмом - с одной стороны, наличие радикально проукраинского офицерского состава поддерживает дисциплину и порядок в кубанских частях, с другой - само не вызывает подозрений в нелояльности. Однако были у этого плана и недостатки - в частности, радикализм украинских националистов оттолкнул от них многих представителей местной украинской диаспоры, не говоря уж о казаках. Ввиду этого влияние пророссиских "линейцев" на Кубани только увеличилось.

Вооружение кубанских формирований, в общем, не особо отличалось от аналогичных подразделений Донской республики или Крыма, и поставлялось в основном Украиной. Также использовались старые советские арсеналы и захваченное у сторонников Федеративной России трофейное оружие. Так, на вооружении кубанских казаков состояли советские пистолеты ПМ, украинские Форт-14 и Форт-17, австрийские Glock G19, американские Beretta M9; советские автоматы АК74, американские М16, украинские АК-ТК, Форт-221 и Форт-224, немецкие HK G36, бельгийские FN FAL; советские снайперские винтовки СВД, румынские PSL, украинские СГМ-12,7, австрийские SSG 69; американские пулемёты М249 и М240, советские РПК, украинские КТ-12,7; советские и российские гранатомёты СПГ-9 и РПГ-7, американские М79, чешские RPG-75.

Бронетехника Кубанской республики также крайне разнообразна и включает в себя советские основные боевые танки Т-72, украинские Т-84У «Оплот», Т-64БМ «Булат», советские бронетранспортёры МТ-ЛБ, украинские БТР-4Е, БТР-3Е1, БТР-3Е и БТР-7 «Защитник», боевые машины пехоты БМП-2, БМП-1У «Шквал», бронеавтомобили БРДМ-2, БРДМ-2ДИ «Хазар», БРДМ-2 «ВЕПР», «Дозор-Б», СБА «Варта» и «Казак-2». На вооружении Кубанской республики имелась также самоходная и буксируемая ствольная артиллерия, включавшая в себя самоходные артиллерийские установки 2С1, советские гаубицы Д-20 и американские М198, советские противотанковые пушки Д-74 и китайские Тип 59-1, советская реактивная система залпового огня БМ-21 «Град», украинские КрАЗ-6322РА «Бастион-02» и «Бастион-01», китайская Тип 63.

На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30, Су-35; фронтовые бомбардировщики Су-24и Су-34; штурмовики Су-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95, Ту-160. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22, Ан-72, Ан-124, Ил-76. Используются специальные самолёты: воздушный танкер Ил-78, воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-96-300ПУ, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На вооружении ВВС имеются также боевые вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций, Ми-35М, Ми-28Н, Ка-50, Ка-52; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400.

Экономика

Порт Сочи

Морской порт Сочи и прилегающая территория

Ведущее место в промышленности принадлежит перерабатывающим производствам. Пищевая отрасль обеспечивает 42,8 % общего объёма промышленной продукции; далее идут электроэнергетика(13,4 %), топливная отрасль (10,5 %), машиностроение и металлообработка (9,4 %) и промышленность строительных материалов (7,9 %). На химический и лесной комплексы приходится всего по 3—4 %промышленного производства. Доля легкой отрасли совсем незначительна (1,3 %).

Отличительной чертой промышленной инфраструктуры Кубанской республики является высокая степень концентрации специализированных производств в основных промышленных центрах — Екатеринодаре (где сосредоточено более трети краевого промышленного потенциала), Ставрополе и Новороссийске. Высокую долю в экономике занимает сельское хозяйство. Кубанская республика – лидер по валовому сбору зерна и сахарной свёклы среди прочих сепаратистских государств, один из ведущих производителей семян подсолнечника и виноградных вин.

Морские порты Кубанской республики обеспечивают прямой выход через Азовское и Чёрное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 35 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов морских портов Российской Конфедерации, обслуживают около трети сепаратистского нефтеэкспорта. По территории Кубани проходят важнейшие железнодорожные маршруты, которые ориентированы в сторону морских международных портов республики и курортов Чёрного и Азовского морей.

В течении почти всего времени существования Независимой Кубани, её экономика, в целом, была достаточно стабильной. Отрицательные факторы военного времени (развал транспорта и производственных связей, необходимость содержания воюющей армии и дефицит рабочей силы) компенсировались тыловым положением Кубани, мощным сельскохозяйственным потенциалом и наличием портов. Несмотря на сокращение посевных площадей, общий урожай зерновых по сравнению с 2020 годом снизился незначительно.

Экономическая политика Кубанской республики отличалась от многих других сепаратистских государств тем, что выступала в качестве "третьей силы" между экономическим планированием и свободным рынком, и получила название "кооперативизм". Кооперативное движение, представляющее собой объединение экономического предприятия и общественного движения, включало в себя на 2021 год более 780 тысяч человек, а также почти 900 кредитных, потребительских и ссудно-сберегательных учреждений с общим оборотом в сотни миллионов рублей.

Культура

Кубанская девушка

Культура кубанской республики подчас имела ярко выраженные украинские черты

Культурная политика Кубанской республики, в общем, не особенно отличалась от Донской в основных идеологических посылах. Ввиду того, что политическую элиту и на Кубани, и на Дону составляли главным образом "черноморцы", ориентированные на Украину, основными идеями кубанского сепаратизма были стремления к "вольному казачеству" и признание казаков в качестве отдельной нации. Однако культура Кубанской республики всё же имела ряд особенностей, вытекавших прежде всего не из культурных особенностей кубанских казаков, а из-за политики Украины, которую она проводила на этой территории.

В отличие от Донской республики, Кубань привлекала Украину гораздо больше - не только из-за гораздо большей численности местной украинской диаспоры, но и из-за её стратегического положения на побережье Чёрного моря. Ввиду этого формирования "независимого казачества" на Кубани как такового не было - почти сразу после провозглашения независимости на территории республики началась тотальная украинизация. Украинские оккупационные власти подходили к обработке местного населения основательно и весьма умело, используя любые сходства между украинскими и казачьими культурами (коих было немало) для обоснования своего господства на юге России. Подобная практика давала свои плоды и в первые месяцы существования Независимой Кубани уровень поддержки её населением был очень значителен.

Однако украинизации Кубани решительно воспротивились "линейцы", которым будущее Кубани, пусть и независимой, по прежнему виделось в союзе с Россией. Их поддерживало и русское националистическое движение, выступавшее с более радикальными требованиями роспуска кубанского правительства и возврата сепаратистской республики в состав России. Внутри молодого государства углубился раскол, и на фоне этого давление Украины на Кубань усилилось, а проукраинская пропаганда дополнилась самой настоящей русофобской истерией. К апрелю 2021 года, осознавая, что обстановка в республике накалилась ещё больше, украинское оккупационное командование решило предпринять силовое давление на пророссийских казаков.

С подачи Украины в республике начались политические репрессии против "рашистов" и "любителей Московии". К охране правопорядка всё чаще стали привлекать украинских националистов, им дали новые полномочия, и они стали чаще убивать, чем арестовывать. Многие приговоры - в том числе смертной казни, - выносились без суда и следствия, некоторых пленников в нарушение закона депортировали на Украину, где они бесследно исчезали. На фоне этого движение "линейцев" продолжало набирать сторонников. Вступив в коалицию с русскими националистами, они подняли восстание против руководства Кубанской республики и украинских миротворцев, которое закончилось свержением Головного Атамана Долуды и образованием пророссийского Кубанского государства.

Glory to Russia
Страны ОГДRomanov Flag.svg Россия (Russia Российская Федерация • Russia1991 Российская Конфедерация • Russia1991 Народное правительство России) • ChinaRepublic Китай • Austria Австрия • AlbaniaGTR Албания • Argentina Аргентина • BelgiumGTR Бельгия • Birma Бирма • Bulgaria Болгария • Bolivia Боливия • BrazilGTR Бразилия • HungaryGTR Венгрия • VenezuelaGTR Венесуэла • VietnamGTR Вьетнам • GermanyGTR Германия • France Франция • India Индия • GreeceGTR Греция • Флаг Египта Египет • Denmark Дания • IraqGTR Ирак • IranGTR Иран • CambodiaGTR Камбоджа • ConstantinopleGTR Константинополь • SpainGTR Испания • ItalyGTR Италия • Флаг Кубы Куба • KoreaGTR Корея • LaosGTR Лаос • MongoliaGTR Монголия • Manchuria Маньчжурия • Mengjiang Мэнцзян • Libya Ливия • NetherlandsGTR Нидерланды • NicaraguaGTR Никарагуа • Portugal Португалия • Romania Румыния • NorwayGTR Норвегия • Sirya Сирия • SlovakiaGTR Словакия • Thailand Тайланд • Xinjiang Синьцзян • PhilippinesGTR Филиппины • CzechStateGTR Чехия • EcuadorGTR Эквадор • YugoslaviaGTR Югославия • SouthAfricaGTR ЮАР
Страны Миротворческой коалиции ООНUSA США • Canada Канада  • UK Великобритания • France Франция • Germany Германия • Poland Польша • Denmark Дания • LithuaniaGTR Литва • Latvia Латвия • Estonia Эстония • Japan Япония • BelarusGTR Беларусь • Украина Украина • Флаг Финки Финляндия • Kazakhstan Казахстан • China КНР • Georgia Грузия • AzerbaijanGTR Азербайджан
Сепаратистские государства Второй гражданской войны в РоссииErzya Эрзяния • DVR ДВР  • Don Дон • Crimea Крым • Kuban Кубань • Muscovy Московия • Altai Алтай • Bashkortostan Башкортостан • Buryatia Бурятия • Dagestan Дагестан • Ingermanland Ингерманландия • Ingushetia Ингушетия • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария • KalmykiaGTR Калмыкия • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия • Komi Коми • Mari El Марий Эл • Mordovia Мордовия • РНП РНП • Северная Рутения Северная Рутения • TatarstanGTR Татарстан • Tuva Тыва • Udmurtia Удмуртия • Khakassia Хакасия • ChechenRepublicGTR Чечня • Chuvashia Чувашия • Южная Рутения Южная Рутения • Sakha Якутия • Ugra Югра • Siberia Сибирь • Ural Урал
Пророссийские государственные образованияKuban Кубань • Estland Эстляндия • Courland Курляндия • Livonia Лифляндия • Малороссия Малороссия • Novorussia Новороссия • Transcaucasia Закавказье • Флаг Закарпатской Венгрии Закарпатье • Флаг Западной Пруссии и Силезии Западная Пруссия и Силезия •
ЛичностиВладимир Камаривский •  • Елена Камаривская • Алексей Котов • Константин Вишневецкий • Дмитрий Медведев • Михаил Касьянов • Валентина Матвиенко • Сергей Нарышкин • Григорий Явлинский • Сергей Удальцов • Сергей Бабурин • Алексей Навальный
Войны и политические конфликтыПостреволюционный кризис • Вторая гражданская война в России • Русское лето • Всеевропейская война • Маньчжурская война • Вторая Корейская война
Международные организацииFlag of the United Nations ООН • NATO НАТО • Hong Kong ОГД • Russia1991 ВАЛ • Флаг Европейского союза ЕС