ФЭНДОМ

Латвийской ССР

Флаг Латвийской ССР, используемый КПЛ

Коммунистическая партия Литвы (лит. Lietuvos komunistų partija) — политическая партия в Литве, с 1940 по 1991 — правящая в Литовской ССР.

История

Создание КПЛ

Ещё в 1895 году в Литве возник Центр литовских социал-демократов, а в 1896 была образована Социал-демократической партии Литвы. По инициативе Ф. Дзержинского в 1900 левые силы объединились в партию Социал-демократия королевства Польши и Литвы (СДКПиЛ). С 1901 существовала также Виленская группа РСДРП (Гусаров, И. Клопов). В 1906 образовался Союз РСДРП Литвы и Белоруссии. После Февральской революции 1917 начали возникать Литовские секции РСДРП(б) и РКП(б), в октябре 1917 года возглавленные Временным Центральным бюро (В. Мицкявичюс-Капсукас). В октябре 1918 их объединил 1 съезд Коммунистической партии Литвы. В связи с объединением в 1919 Советских республик Литвы и Белоруссии существовала единая КПЛиБ в составе РКП(б).

КПЛ в 1920-1940 годы

После разделения КПЛиБ в 1920 году продолжила существование отдельная КПЛ (член Коминтерна с 1921), ведущая борьбу противбуржуазного режима и подвергающаяся репрессиям властей. После переворота под руководством Антанаса Сметоны в декабре 1926 были арестованы и расстреляны четверо руководителей КПЛ (Каролис Пожела, Юозас Грейфенбергерис, Раполас Чарнас и Казис Гедрис). Всего в годы диктатуры было осуждено около 3000 коммунистов, до 7000 заключены в тюрьмы и концлагеря.

КПЛ после 1940 года

После установления в 1940 году Советской власти КПЛ стала руководящей и направляющей силой Литовской ССР, в годы Великой Отечественной войны возглавляла партизанское движение на оккупированной территории (92 отряда, 10 000 чел.), затем — работу по восстановлению разрушенного хозяйства и проведению аграрной реформы.

По состоянию на январь 1973 года КПЛ насчитывала 131 539 членов, на 1.01.1976 - 138 547 членов.

С началом политики «перестройки» в республике обострились национальные проблемы. Под влияние этих тенденций подпало и руководство КПЛ, вследствие чего в декабре 1989 произошёл раскол. Часть партии во главе с тогдашним первым секретарём А. М. Бразаускасом провозгласила выход из состава КПСС и создание КПЛ (самостоятельной) (около 86 тыс. членов). Несогласные с этим решением коммунисты создали свою КПЛ (КПСС) во главе с профессором М. М. Бурокявичюсом (около 40 тысяч членов).

КПЛ(с) довольно быстро эволюционировала в сторону традиционной европейской социал-демократии и в декабре 1990 была переименована в Демократическую партию труда. КПЛ (КПСС) продолжала выступать с интернационалистских позиций, отстаивая единство, выступая против выхода Литвы из состава СССР. Коммунисты приняли активное участие в январских событиях 1991 года, инициируя создание Комитетов Национального спасения, вступив в жёсткое противостояние с властями вновь провозглашённой независимой Литовской республики.

КПЛ после 1991 года

После августовских событий 1991 года и распада СССР структуры КПЛ (КПСС) в республике были фактически разгромлены, руководство эмигрировало. С 1992 года партии запрещено действовать на территории Литвы. Осенью того же года бывшие коммунисты из Демократической партии труда Литвы одержали победу на выборах.

В январе 1994 года проживавший в Белоруссии первый секретарь ЦК КПЛ Миколас Бурокявичюс был похищен литовскими спецслужбами и вывезен в Литву. В августе 1999 года он был осуждён на 12 лет заключения. Вместе с ним были осуждены двое его соратников: заведующий идеологическим отделом Юозас Ермалавичюс (8 лет) и секретарь ЦК КПЛ Ю. Куоялис.

В период с августа 1996 по январь 1997 КПЛ вошла в состав СКП-КПСС.

В настоящее время на территории Литвы партия действует «в особых условиях». Руководящие органы КПЛ находятся в Литве в подполье. Партия входит в Союз коммунистических партий — КПСС; в состав Совета СКП-КПСС, избранного XXXIV съездом СКП — КПСС, входит Ю. Ермалавичюс и ещё 2 представителя КПЛ, один представитель КПЛ входит в состав КРК.

КПЛ в Снежной Революции

КПЛ вышла из подполья в 2016 году, после Снежной Революции в России и Мирового Экономического Кризиса. В Литве, в ходе этого процесса, многократно упал уровень жизни, доходы населения, общий ВВП и авторитет власти.

КПЛ начала серию митингов и протестов, требуя от правительства Литвы отменить запрет на деятельность КПЛ и обеспечить ей места в парламенте. Поскольку (из-за ухудшения положения в стране), критика КПЛ собирала всё больше сторонников, Правительство вынуждено было пойти на компромисс: запрет КПЛ от 1992 года, КПЛ было разрешено вести партийную деятельность и участвовать в выборах в Сейм.

10 августа 2019 года над историческим зданием ЦК КПЛ был поднят флаг Литовской Советской Социалистической Республики, ставший с тех пор официальным партийным флагом КПЛ.

8 сентября в стране начал набирать популярность Интернациональный фронт Литвы, выступавший за интеграцию с Россией. КПЛ поддержала Интерфронт и вместе с ним сформировала Литовский легион. Из России начало прибывать оружие и бронетехника.

После серии массовых беспорядков войска Литовского легиона взяли под контроль важнейшие города, вошли в Ригу и заняли Здание центрального телевидения. В резиденции ЦК КПЛ было провозглашено создание Верховного Совета Литовской Республики (по аналогии с Верховным Советом России).

После ввода войск НАТО в Литву, повстанцы начали терять позиции. Тогда Председатель Верховного Совета Литвы Виктор Успасских обратился к России с просьбой ввести войска на территорию Литвы для защиты населения. 15 сентября войска РФР вошли в Литву.

После того, как российские войска заняли Ригу и другие крупные города, Верховный Совет постановил распустить прежнее правительство Литвы. Даля Грибаускайте была отправлена в отставку. Верховный Совет провозгласил себя единственной легитимной властью в Литве и объявил, что Литва выходит из НАТО и ЕС, после чего потребовал, чтобы войска НАТО немедленно покинули территорию Литвы.

17 сентября 2019 года состоялся референдум, на котором 78% жителей страны высказалось за присоединение к России на правах республики. Этим же днём Верховный Совет Литвы принял декларацию "Об Литовской Республике, ассоциированной с Россией", в котором говорит, что независимая Литва прекращает своё существование, как государство. Её территория входит в состав Литовской Республики, ассоциированной с Россией.

18 сентября 2019 года независимая Литва прекратила своё существование.