ФЭНДОМ

Исламская Республика Иран (перс. جمهوری اسلامی ایران‎), сокращенно — Иран (перс. ایران‎ ), до 1935 также Персия — государство на юго-западе Азии. Столица — город Тегеран.

На западе граничит с Ираком, на северо-западе — с Новой Россией и Турцией, на севере — с Туркменистаном, на востоке — с Афганистаном и Пакистаном. С севера Иран омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливами Индийского океана.

История Ирана по письменным источникам охватывает почти пять тысяч лет. Первое государство на его территории — Элам — возникло в Хузестане в III тысячелетии до н. э. Персидская империя при Дарии I Ахемениде простиралась уже от Греции и Киренаики до реки Инд. На протяжении многих веков господствующей религией был зороастризм. К XVI веку государственной религией Ирана становится ислам.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция под предводительством аятоллы Хомейни, в ходе которой была свергнута монархия и провозглашена исламская республика.

Иран обладает вторым по размеру ВВП в Западной Азии и исламском мире после Турции и является одним из наиболее технологически развитых государств региона. Иран располагается в стратегически важном регионе Евразии и располагает крупными запасами нефти и природного газа.

В 2012 году Иран становится лидером Движения неприсоединения, став в августе на 3 года страной-председателем этого движения, являющегося второй по величине после ООН международной структурой, однако после 2015 года сменил свою политику, присоединившись к АМС, став ещё одним участником Второй Холодной Войны.