ФЭНДОМ

Искусственное государство с властью малочисленного народа, принесённое на Вятку штыками уральских сепаратистов... Странно, что ООН вообще воспринимает их всерьёз.

(Константин Вишневецкий, премьер-министр РФ)

Волго-Вятская Республика (эрз. Rav-Vyatka republik) или Эрзянская Республика (эрз. Erzya republik) или Эрзяния - марионеточное государство, провозглашённое войсками Уральской республики при поддержке Миротворческой коалиции ООН на восточной части расчленённой Кировской области в ходе Второй гражданской войны в России. Её столицей юридически остался Киров, переименованный в Вятку. Тем не менее, как сам город, так и большая часть Республики контролировались Российской Федерацией, а Эрзяния за всё недолгое время своего существования контролировала лишь юго-восток Кировской области.

Описание

Ансамбль эрзян

Выступление эрзянского национального ансамбля в ходе молебна Раськень Озкс

Волго-Вятская Республика была провозглашена Эрзянским национальным конгрессом 27 марта 2021 года на территории оккупированной юго-восточной части Кировской области. Стоит отметить, что на судьбу Верхнего Поволжья у различных стран Миротворческой коалиции ООН и различных сепаратистских государств расходились, и порой весьма значительно. Первоначальным вариантом планировалось включить область в состав Уральской республики целиком, однако позже подобное решение было оспорено США, опасавшихся усиления какого-либо сепаратистского государства.

В последующие месяцы территория Эрзянии оспаривалась множеством других государств, предлагалось даже передать эту территорию под прямое управление Организации Объединённых Наций и вновь созвать Совет по опеке, но это предложение также не получило поддержки. В конце-концов на территории восточной части Кировской области была провозглашена Волго-Вятская или же Эрзянская республика. По планам ООН она должна была включать в себя всю восточную часть Кировской области, включая город Вятка (Киров). Территории западнее Вятки были бы разделены на две части: северная отходила бы Республике Коми, а южная – Республике Южная Рутения.

Будучи прифронтовым государством, непосредственно граничившим с подконтрольной федеральном правительству территорией России, Волго-Вятская Республика всё время своего существования жила при военном положении, а в вопросах обеспечения безопасности сильно зависела от иностранных войск. Государственное строительство было значительно осложнено по факту беспрерывно продолжавшимися боевыми действиями, а также деятельностью русских партизан, что также внесло свою лепту в расшатывание и без того непростой обстановки в Верхнем Поволжье. Более того, отношения нового государственного образования не только со странами коалиции, но и с другими сепаратистами были далеко не идеальными - Уральская Республика так и не отказалась от претензий на территорию Эрзянии, оккупировав и аннексировав несколько пограничных районов, что побудило коалицию ООН полностью оккупировать оставшуюся территорию Республики. С этого момента независимость Эрзянии становилась чисто номинальной.

Сам Эрзянский национальный конгресс, сыгравший значительную роль в политическом обособлении Верхнего Поволжья, был главным образом заинтересован в создании национального эрзянского государства, которое эрзяне до этого времени не имели. Однако и эти стремления осложнялись прежде всего малочисленностью самих эрзян, что делало их власть в регионе с ярко выраженным русским большинством очень шаткой, что ярко отличало Эрзянию от Югры или сепаратистских республик Кавказа. Понимая это, эрзянское правительство активно проводило и поощряло ассимиляцию эрзян и русских, а также активное распространение эрзянского языка и культуры. Близость Российской Федерации вынуждали Волго-Вятскую Республику проводить эти преобразования в ускоренном темпе, что фактически вылилось в масштабную русофобскую кампанию и, как следствие этого, значительное усиление националистического подполья.

К маю 2023 года Эрзяния фактически утратила контроль над территорией вне Вятских Полян, где располагалась её временная столица. В попытке остановить нарастающее русское националистическое движение, Совет Старейшин учредил создание "Эрзянского легиона", но было уже поздно - к утру 23 мая фронт был прорван сразу в нескольких местах, а уже к вечеру того же дня в Вятские Поляны вошли соединения федеральных войск и Армии Новой России. Сепаратистское эрзянское правительство было арестовано и осуждено военным трибуналом за сепаратизм и государственную измену, после чего почти в полном составе было расстреляно. Эрзянская Республика прекратила своё существование.

Государственное устройство

Пётр Тултаев

Глава Совета старейшин Волго-Вятской Республики - Пётр Тултаев

Государственное устройство Волго-Вятской Республики, с одной стороны, создавалось под неусыпным контролем Миротворческой коалиции ООН, а с другой - испытывало сильные влияния родоплеменных традиций эрзян, которым принадлежала основная власть в новом государстве. Официально Эрзяния являлась аристократической парламентской республикой. Совет Старейшин (эрз. Атянь Эзем) обладал всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, и состоял из 250 человек, избиравшихся из лиц, не младше 40 лет (отсюда его название), состоящих или состоявших в браке и живших на территории Кировской области не менее пятнадцати лет до провозглашения Волго-Вятской республики.

Erzya Head of State flag

Штандарт Главы Совета Старейшин Волго-Вятской Республики

Члены Совета Старейшин избирались пожизненно, получали жалование и составляли политическую элиту Волго-Вятской республики. Члены Совета Старейшин избирали Главу Совета Старейшин, одобряли и отвергали любые законопроекты и указы, предложенные Главой на рассмотрение, также в их ведении находилась судебная власть и все местные региональные суды. Глава Совета Старейшин не имел чёткого срока легислатуры и также избирался на пожизненный срок, однако Совет старейшин мог снять его с должности и назначить нового Главу. Сами же старейшины были неподсудны и обладали политической неприкосновенностью.

Фактически же управление Волго-Вятской Республикой осуществляли иностранные советники из Миротворческой коалиции ООН, в особенности их высшее военное командование. Учитывая крайне напряжённую обстановку в государстве, связанную с прифронтовым положением государства, все законодательные акты Эрзянии были нацелены в основном на усиление её обороноспособности и русофобских настроений. К началу мая 2021 года в результате предельного накала внутриполитической обстановки, Глава Совета Старейшин Пётр Тултаев распустил Совет и установил режим личной диктатуры, а также учредил создание "Эрзянского легиона" и фактически отдал всю власть на местах иностранным советникам ООН.

После дебелляции Волго-Вятской Республики все лица, участвовавшие в органах государственного управления Эрзянии, были арестованы, осуждены военным трибуналом и казнены.

Вооружённые силы

Эрзянские сепаратисты

Сепаратисты "Эрзянского легиона"

Формирование Эрзянского легиона началось после фактического государственного переворота Петра Тултаева, распустившего Совет Старейшин и установившего в Эрзянии режим авторитарной диктатуры. В формировании подразделения принимали активное участие военные Миротворческой коалиции ООН, которые планировали использовать эрзянское национальное подразделение как карательный и полицейский отряд для борьбы с партизанами и сторонниками федерального правительства. Однако за те несколько месяцев, что существовала Волго-Вятская Республика, было создано лишь несколько подразделений, большая часть из которых была не вооружена.

Эрзянский легион

Эмблема "Эрзянского легиона"

Отсутствие качественного вооружения и техники значительно осложняло Эрзянскому легиону проведение боевых операций. Несмотря на то, что эта проблема несколько разрешалась путём использования отремонтированного и трофейного оружия, полученного в боях с различными вооружёнными сторонниками федерального правительства, Эрзянский легион оказался неспособен противостоять федеральным Вооружённым силам Российской Федерации, имевших на вооружении реактивную артиллерию, авиацию и более совершенную бронетехнику, что позволило довольно быстро уничтожить все эрзянские вооружённые формирования.

В основном на вооружении Эрзянского легиона находились пистолеты ПМ, автоматы АК-74 и АКС-74, снайперские винтовки СВД, ручные пулемёты РПК-74, автоматические гранатомёты АГС-17, а также ручные гранаты РГД-5. К апрелю 2021 года на вооружение Эрзянского легиона поступили пять грузовиков «КАМАЗ», а также бронежилеты и каски польского производства. К маю войска Эрзянского легиона получили БТР-80, переоборудованный в машину огневой поддержки пехоты «Джокер» — вооружённый четырьмя гранатомётами СПГ-9 и с установленными решётчатыми противокумулятивными экранами. Эта бронемашина была разработана в инициативном порядке и построена в одном экземпляре.

Экономика

Вывоз леса из Вятки

Вывоз леса из Волго-Вятской Республики

Юридически в Волго-Вятскую Республику входила большая часть Кировской области с развитой экономикой, основными отраслями промышленности которой были машиностроение и металлообработка; цветная и чёрная металлургия, химическая, микробиологическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность, торфяная. Основными отраслями сельского хозяйства являлись животноводство, преимущественно молочно-мясного направления. Основные выращиваемые сельскохозяйственные культуры: зерновые, картофель, лён и овощи. В структуре зерновых преобладают озимая рожь и фуражные культуры.

Практически сразу после провозглашения Волго-Вятской Республики, вновь избранный Совет Старейшин приступил к первым экономическим реформам, национализировав все промышленные и сельскохозяйственные предприятия, расположенные на территории Эрзянии, а также все банки и иную собственность, принадлежавшую российским физическим или юридическим лицам, а уже спустя две недели начало регистрацию собственных национальных банков. Первоначально все финансовые операции проводились в российских рублях, но к началу апреля 2021 года была разработана собственная валюта - "эрзянский рубль", - после чего Совет Старейшин постановил совершать все платёжные и финансовые операции с использованием исключительно национальной денежной единицы.

Об экономической политике Волго-Вятской Республики судить было сложно ввиду относительно небольшого времени её существования, а также постоянных боевых действий, которые не позволяли государству отменить военное положение и развернуть полноценное гражданское строительство. Однако можно сказать, что экономическая политика Эрзянии, в целом, тяготела с одной стороны к государственному регулированию экономики в области промышленности, а с другой - к приватизации в области сельского хозяйства, причём в земельном законодательстве присутствовали элементы, свойственные феодальному строю и связанные с тем, что бойцы "Эрзянского легиона" получали за свою службу земельные участки.

Боевые действия нанесли серьёзный урон Волго-Вятской Республике, почти полностью парализовав её экономику. Значительная часть крупных промышленных предприятий на подконтрольных сепаратистам территориях была остановлена, а на территории Эрзянии фактически прекратили работу все банковские учреждения, причиной стали серии ограблений и убийств инкассаторов. Уцелевшие предприятия правительство Волго-Вятской Республики пыталось приспособить для производства и изготовления оружия, боеприпасов и боевой техники. К концу существования государства его экономика почти целиком поддерживалась благодаря финансовым вливаниям Миротворческой коалиции ООН; Волго-Вятская Республика зависела от соседей в поставках электроэнергии, а также продовольствия. Всё это в итоге привело к экономическому коллапсу и общему краху государства.

Общество и культура

Молебен Эрзян

Эрзянские сепаратисты на национальном празднике Раськень Озкс

Волго-Вятская Республика в своей Декларации о государственном суверенитете официально провозглашала себя национальным государством эрзянского народа (эрзя), который являлся одной из этнических разновидностей морды и относился к финно-угорским народам. Эрзянский язык в его латинском варианте стал государственным языком нового государства, русский язык был сохранён в качестве языка межнационального общения, хотя его использование постепенно сокращалась. Активно популяризировалась и распространялась культура эрзянского народа, их национальные праздники стали отмечаться на государственном уровне.

Главным народным праздником эрзян являлся Раськень Озкс (рус. народное моление), которое проводилось во вторую субботу июля, в селе Чукалы Волго-Вятской Республики, по решению Совета Старейшин с периодичностью 3 года. Также существовало ежегодное Велень Озкс (рус. сельское моление), предположительно в конце июля. Помимо этих двух праздников-молений (ни один из которых не был проведён ввиду кратковременного существования эрзянского государства), существовало ещё множество красных дней календаря у эрзян, большинство из которых праздновали маленькие группы представителей этого народа, проживавшие в сельских районах.

В период существования Волго-Вятской Республики был расцвет эрзянской национальной литературы - в их числе газеты «Эрзянь правда» («Эрзянская правда»), выходившая с 1921 года (первоначальное название «Якстере теште» («Красная звезда»)); литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра», с 1928 года) и ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема» («Восход», издавался с 1931 года). Кроме того, с 1994 года дважды в месяц выходила независимая эрзянская газета «Эрзянь Мастор» («Эрзянская Земля»). Также на территории Волго-Вятской Республики активно действовала группа Торама, исполнявшая песни на эрзянском языке. Также действовали арт-фолк группа Морденс, основанная в 2005 году и популярная в молодёжной среде, Мерема, основанная в 2010 году, и Ойме, основанная в 2011 году.

Ввиду крайней малочисленности эрзян, Совет Старейшин Волго-Вятской Республики видел в ассимиляции и "эрзянизации" местного русского населения единственный способ спасения эрзянского национального государства. Смешанным русско-эрзянским парам предоставлялись значительные привилегии, а дети, рождённые в смешанных браках, пользовались значительными привилегиями. К концу апреля, когда положение дел в Эрзянии стало близко к критическому, Пётр Тултаев осуществил государственный переворот, установив в Волго-Вятской Республике диктатуру. "Мягкая" культурная адаптация сменилась антирусской и антироссийской риторикой и пропагандой, начались массовые репрессии и энтические чистки русских, проводившиеся "Эрзянским легионом".

Как реакция на антирусский национализм, значительно активизировались местные сторонники федеративного правительства, предлагавшие вначале проекты по сохранению эрзянской автономии в составе Российской Федерации, а после начала репрессий против русскоязычного населения выступавших за полное уничтожение эрзянского государства. К середине мая в Волго-Вятской Республике фактически вспыхнул этнический конфликт между эрзянским правительством и преимущественно русским населением. В условиях политического и экономического хаоса, федеральному правительству не составило особого труда взять под контроль контролируемую сепаратистами территорию.

После восстановления в Эрзянии власти правительства Камаривского все эрзянские национальные издания, литература и музыкальные группы, а также национальные праздники были запрещены. Собственная национально-культурная автономия появилась у эрзян только после окончания Реконструкции уже в Новой Российской Империи.

Glory to Russia
Страны ОГДRomanov Flag.svg Россия (Russia Российская Федерация • Russia1991 Российская Конфедерация • Russia1991 Народное правительство России) • ChinaRepublic Китай • Austria Австрия • AlbaniaGTR Албания • Argentina Аргентина • BelgiumGTR Бельгия • Birma Бирма • Bulgaria Болгария • Bolivia Боливия • BrazilGTR Бразилия • HungaryGTR Венгрия • VenezuelaGTR Венесуэла • VietnamGTR Вьетнам • GermanyGTR Германия • France Франция • India Индия • GreeceGTR Греция • Флаг Египта Египет • Denmark Дания • IraqGTR Ирак • IranGTR Иран • CambodiaGTR Камбоджа • ConstantinopleGTR Константинополь • SpainGTR Испания • ItalyGTR Италия • Флаг Кубы Куба • KoreaGTR Корея • LaosGTR Лаос • MongoliaGTR Монголия • Manchuria Маньчжурия • Mengjiang Мэнцзян • Libya Ливия • NetherlandsGTR Нидерланды • NicaraguaGTR Никарагуа • Portugal Португалия • Romania Румыния • NorwayGTR Норвегия • Sirya Сирия • SlovakiaGTR Словакия • Thailand Тайланд • Xinjiang Синьцзян • PhilippinesGTR Филиппины • CzechStateGTR Чехия • EcuadorGTR Эквадор • YugoslaviaGTR Югославия • SouthAfricaGTR ЮАР
Страны Миротворческой коалиции ООНUSA США • Canada Канада  • UK Великобритания • France Франция • Germany Германия • Poland Польша • Denmark Дания • LithuaniaGTR Литва • Latvia Латвия • Estonia Эстония • Japan Япония • BelarusGTR Беларусь • Украина Украина • Флаг Финки Финляндия • Kazakhstan Казахстан • China КНР • Georgia Грузия • AzerbaijanGTR Азербайджан
Сепаратистские государства Второй гражданской войны в РоссииErzya Эрзяния • DVR ДВР  • Don Дон • Crimea Крым • Kuban Кубань • Muscovy Московия • Altai Алтай • Bashkortostan Башкортостан • Buryatia Бурятия • Dagestan Дагестан • Ingermanland Ингерманландия • Ingushetia Ингушетия • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария • KalmykiaGTR Калмыкия • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия • Komi Коми • Mari El Марий Эл • Mordovia Мордовия • РНП РНП • Северная Рутения Северная Рутения • TatarstanGTR Татарстан • Tuva Тыва • Udmurtia Удмуртия • Khakassia Хакасия • ChechenRepublicGTR Чечня • Chuvashia Чувашия • Южная Рутения Южная Рутения • Sakha Якутия • Ugra Югра • Siberia Сибирь • Ural Урал
Пророссийские государственные образованияKuban Кубань • Estland Эстляндия • Courland Курляндия • Livonia Лифляндия • Малороссия Малороссия • Novorussia Новороссия • Transcaucasia Закавказье • Флаг Закарпатской Венгрии Закарпатье • Флаг Западной Пруссии и Силезии Западная Пруссия и Силезия •
ЛичностиВладимир Камаривский •  • Елена Камаривская • Алексей Котов • Константин Вишневецкий • Дмитрий Медведев • Михаил Касьянов • Валентина Матвиенко • Сергей Нарышкин • Григорий Явлинский • Сергей Удальцов • Сергей Бабурин • Алексей Навальный
Войны и политические конфликтыПостреволюционный кризис • Вторая гражданская война в России • Русское лето • Всеевропейская война • Маньчжурская война • Вторая Корейская война
Международные организацииFlag of the United Nations ООН • NATO НАТО • Hong Kong ОГД • Russia1991 ВАЛ • Флаг Европейского союза ЕС